Вверх

нашему клубу 18 лет

menu
image

8 (800) 234-08-78
звонок по России бесплатный

+7 (985) 786-08-78
только WhatsApp

Путь в Ло-Монтанг (май 2010)

«Путешествовать, познавать и изучать - значит жить».   Тенцинг Норгей

Заметки о путешествии в королевство Ло-Монтанг, административный округ Верхний Мустанг. Непал. 

Мое близкое знакомство с горами началось три года назад в Кабардино–Балкарии, с посещения Чегемского ущелья, ущелья Адыр-Су, Эльбруса. Тогда, почувствовав энергетику гор и их особую красоту, я просто в них влюбилась. Потом была двухнедельная подготовка в альплагере Уллу-Тау, восхождение на вершину Тютю –Баши 1-ая Западная (4236м), получение удостоверения и значка альпиниста. В этом году, не желая остаться без «космической» подзарядки энергией гор, решила совместить изучение культуры страны Непал и знакомство с такими горами, как Гималаи – мечтой многих альпинистов и туристов.

Главная достопримечательность страны – конечно горы. В Непале находятся полностью или частично восемь высочайших пиков мира, знаменитый массив Аннапурны, а также тысячи маршрутов для пеших и горных путешествий, проходящих обычно по самым живописным местам. Не меньшей популярностью среди туристов пользуется сплав по горным рекам на плотах и байдарках.

Но кроме привычного образа "Мекки альпинизма", стоит обратить внимание на историю и культуру Непала - древней и самобытной страны. Монастыри и ступы, тысячи обрядов и церемоний, богатейшая история и мифология страны, уникальное сосуществование десятков народностей и религий, сотни фестивалей и религиозных церемоний - вот другой, не менее интересный облик страны. 

Путешествие, как у меня часто бывает, получилось экспромтом. Поиск маршрута, команды соратников и  сборы заняли  2 недели. Был выбран  малопосещаемый, трудный и загадочный 10-дневный трекинговый маршрут - бывшее королевство Непала Ло-Монтанг, в 18 километрах от границы с Тибетом, закрытое для посещения иностранцами до 1991 года. Многие жители Ло-Мантанга – тибетцы.

С самого начала путешествие встречало на своем пути препятствия, и тем более оно казалось авантюрным и загадочным. Сначала не набиралась группа, руководитель группы решил вести группу в количестве 5 человек, затем руководитель группы не смог поехать по уважительной причина с нами, один из участников путешествия взял эти функции на себя, благо двое из участников группы хорошо владели английском языком. Был найдем гид в Непале для трекинга в Верхний Мустанг, который знал весь путь до Ло-Монтанга. Самолет из Москвы в Дели был задержан почти на 2 часа, что-то случилось с двигателем. В результате задержки в Москве мы опоздали на рейс из Дели до Катманду. Таких, как мы, набралось еще человек 10 и рейс был просто отменен и перенесен на более поздний срок. Впоследствии, мы еще не раз удивлялись особенностям перелетов в Непале. Самолет мог вылететь на 15-20 минут раньше расписания, или по звонку нашего гида быть задержанным на вылет до Покхары, так как гид забыл наши загранпаспорта в своей турфирме и пришлось ждать, когда их подвезут на велосипеде, а в стране в то время проходили забастовки маоистов и транспорт не ездил в городе, пропускали только автобусы  с туристами.

Итак, мы  все-таки приземлились в столице Непала Катманду. Город встретил жарой, приветливой надписью NAMASTE , что значит ЗДРАВСТВУЙТЕ. Или если уж быть совсем точным, то это слово  переводится как "примите поклоны", это не наше пожелание здравия, а приветствие Господа, находящегося в сердце каждого. Впоследствии мы сначала удивлялись, потом привыкли и  первыми произносили протяжное  NAMASTE-Е-Е с улыбкой на устах, иногда сложив перед грудью вместе ладони в знак особого приветствия. У них так заведено, особенно в глубинке,  в горах и нам это очень нравилось, хотя и не привыкли мы к подобной доброжелательности от незнакомых людей. А также выяснилось, что роуминга у Utel с Непалом нет, это было неожиданной новостью.

Выйдя из аэропорта попытались залезть в местный автобус, который из-за забастовки  маоистов, чудом оказался  в аэропорту. Это мне напомнило фильм «Роман с камнем», когда героиня поехала в Никарагуа спасать сестру, в местном автобусе с местными жителями, животными и прочей утварью. Оказалось, что автобус до гостиницы не дойдет, кое-как мы смогли протиснуться сквозь толпу обратно и договариваться с местными джигитами об отдельном автобусе. И вот мы почти с комфортом покатили по столице с еще одной группой иностранных туристов. По дороге встретилась организованная толпа забастовщиков-маоистов, слышали их скандированные лозунги, что с интересом снималось нами  на камеру из окон автобуса. Грязь и мусор  на улицах - страна стояла из-за забастовки, транспорт не ездил; школы, сады, учреждения не работали; магазины открывались в 6 вечера на 1,5-2 часа. Продукты, молоко у сельских жителей в этой время просто выкидывались. Таким было первое впечатление от Катманду. Хотя, как сказал один из участников группы, побывший в Индии, в Катманду на порядок чище, чем в Индии.

После возвращения из трекинга, когда закончилась забастовка, мы все-таки увидели другой Катманду, который не мог не понравиться. Кишащий  мотоциклами, велосипедами, машинами, постоянно сигналящими друг другу и терпеливо пропускающих переходящих улицу пешеходов. Поездка по улицам Катманду на машине - это не просто поездка, это шоу с показом мастерства и характера местных жителей, их терпеливости, уважения к незнакомому человеку. Улицы в сплошных магазинчиках-лавочках, школьниках, идущих по улицам в одинаковой форме, жителей, просто сидящих вдоль улиц, возле лавочек и наблюдающих за всей этой толкотней со стороны, толкающих мелких продавцов, предлагающих что-то запрещенное. 

Второй день после приезда в Непал ушел на знакомство  со столицей, оформление пермитов в Верхний Мустанг (специальные пропуска). Эти пермиты самые дорогие в Непале и выдаются заранее. Из-за забастовки маоистов очередное изменение планов. Поскольку из Покхары до Джомсона (отправной точки трекинга) наземный транспорт не ходил, пришлось раскошелиться на билет на самолет. Покхара - второй по величине город Непала, знаменитый курорт и мировая столица хиппи 1970-х гг (ведь именно в Непале зародилось это течение), Мы познакомились с городом, местной кухней и красивейшим озером Pewa–Тал.

Из  Покхары в Джомсон мы не вылетели из-за дождя - очередное препятствие, из-за которого весь трекинг был под угрозой. Непальским гидом даже был предложен трекинг к 8-митысячнику Анаппурне, по продолжительности занимающий меньшее время. Но мы уже горели желанием во что бы то не стало добраться до тайн Ло-Монтанга, принять участие в ежегодном празднике-фестивале королевства. Поэтому на четвертый день путешествия, когда с утра проснувшись, мы увидели все тот же дождь было принято решение ехать в аэропорт в надежде все-таки вылететь в Джомсон, что нам и удалось. Особенность аэропорта Джомсона в том, что из-за сильных ветров аэропорт принимает и отправляет самолеты только утром, часов до 10-11. Полет до Джомсона сопровождался малой долей адреналина, когда на небольшом самолете ты летишь на уровне гор в ущелье, петляешь, чтобы удачно приземлится, несмотря на то, что полет занимает 20 минут.

В Джомсоне была изучена размещенная на стенах пропускного пункта статистика посещения Мустанга. Первое место по количеству людей, посетивший  Мустанг, занимает Индия. Оно и понятно. В Муктинахе, находится одна из пяти главных святынь (кроме Кайласа), посещаемых буддистами и иудаистами - монастырь, где сходятся 5 элементов жизни,  5 стихий.  Муктинах – город-праздник, город паломничества. А Россия по количеству людей, посещаемых Верхний Мустанг, не вошла  даже в первую десятку. В 2009 году Верхний Мустанг посетило 635 русских.

Верхний Мустанг - закрытое и изолированное от остального мира место на границе Непала и Китая. Мустанг (с тибетского Мун Тан — плодородная равнина) — административный район Непала в верховьях реки Кали-Гандаки, соответствующий прежнему независимому королевству. В настоящее время королевская власть сохранилась в верхнем Муcтанге, территория, подчинённая королю, называется Королевство Ло-Монтанг - конечный пункт нашего путешествия.

В Джомсоне, преодолев еще одно препятствие в виде получения дополнительных пермитов, о которых почему-то непальских гид забыл, погрузив наши большие рюкзаки на двух местных лошадок (подумала, что лошадки Пржевальского), подгоняемых местным портером, мы, счастливые и нетерпеливые от затянувшегося ожидания путешествия, отправились в путь.

Конечный пункт первого дня трекинга деревенька Кагбени в ущелье реки Кали-Гандаки на высоте 2860м. Это граница с Верхним Мустангом. Путь от Кагбени до столицы Мустанга Ло-Монтанга, скрытого за перевалами, горными реками и глубокими ущельями занимает около 100 километров и 10 перевалов, или ровным счетом 4 дня.

Здесь уже Гималаи. Такие разные, суровые, многоликие, нелюдимые, иногда просто сказочные и нереальные, и в большей степени их величие осознаешь уже по приезду домой, вспоминая, просматривая фото и осмысливая все путешествие. При переходах  не переставала удивляться: очередной поворот, очередной перевал и взгляду предстает новый вид и цвет гор, в некоторых угадывались лики людей и прочих загадочных существ. Вспомнились напутственные слова руководителя группы, который не смог пойти, - «Наслаждайтесь Гималаями» и слова незатейливой песенки  «Отпустите меня в Гималаи, в первозданной побыть тишине». В этом районе расположены древнейшие изолированные горные монастыри, скальные-пещерные города и глубочайший каньон на планете – Кали-Гандаки - между массивами Даулагири и Аннапурны.

Переночевав в Кагбени, на пятый день путешествия мы двинулись далее. Дневной переход длился обычно часов 6-8. Между селами переход обычно длился часа 3-4. Во второй половине дня был первый крутой набор высоты к населенному пункту через п.Чуксан в Челе, перейдя по мосту ущелье реки Кали-Гандаки. По дороге очень часто звучало приветственное NAMASTE-Е-Е, от обгоняемых нас портеров и других немногочисленных туристических групп. Одновременно с нами в Ло-Монтанг путешествовала одна американка с гидом и портером. На обратной дороге наши пути разошлись.

При заходе в деревеньки и выходе из них, традиционный проход мимо барабанов с мантрами и прокручиванием их по часовой стрелке. Осмотр местных ступ с уже больших размеров барабанами и мантрами. Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Своей внешней формой ступа символизирует пять первоэлементов: квадратная часть - первоэлемент земли, круглая часть (ваза) - первоэлемент воды, треугольная часть (кольца) - первоэлемент огня, полумесяц наверху - первоэлемент воздуха, а солнце - первоэлемент пространства. Весь внешний мир и наше собственное тело состоят из этих пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. Говорят, что духовное влияние ступы столь велико, что те, кто её почитают, кто принимают участие в строительстве, а также те, кто живут поблизости от неё, воспринимают её позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия.

Населенные пункты Мустанга напоминают замки времен рыцарей, города-форты, показываемые в кинофильмах. Огороженные каменными стенами (как потом узнали: от ветров)  наверху холма  каменные постройки, постоялые дома-гостиницы (местные жители здесь же живут в соседних комнатах), скотина. Колонки с водопроводом на узких, выложенных камнями улочках, женщины в длинных платьях здесь же у водопровода стирающие белье, набирающих в баки воду или моющих посуду. Баки с водой женщины таскают на спине, такой вот ежедневный фитнесс для шеи и позвоночника. У нас же был свой подвиг - сначала вверх, потом вниз, что для кого-то было еще страшней и трудней на некоторых участках, чем вверх.

Шестой день путешествия  сопровождался набором высоты до 1 километра, проходом 4 перевалов, высотой 3750 - 4080м. Особенности расположения населенных пунктов таковы, что сначала нужно спуститься метров на 200 вниз, перейти реку по мосту, затем снова подняться на 200-300 метров вверх. И таких спусков-подъемов на день было 3-4, такие вот «американские горки». Но при прохождении  населенных пунктов Самар, Джелинг окрестности Гималаев и их энергетика поражали и придавали силы, когда завернув за очередной поворот, видишь уходящие вверх холмы, усеянные  мелкими кустиками-акациями, просто дух захватывает, это не передать словами, нужно видеть. 

При  размещении на ночевку выяснилось, что свободных мест на постоялом дворе нет (другие группы пришли быстрее). Не расстроившись, установили палатки в специально отведенном месте, на заднем дворе гостиницы, что потребовало усилий из-за сильного ветра и пыли. Рядом стояли палатки еще одной иностранной группы.

Очередной день трекинга лично мне дался особенно тяжело. В тот день горы, наоборот, забирали энергетику, напоминали пустыню (на местность оказывают влияние высоты и сильные ветра), было много тяжелых перевалов высотой до 4010м, сразу же при выходе из Джелинга до Джеми и Саранга. В этот день просто старались быстрее дойти. С облегчением забираясь на перевал, мы обходили по часовой стрелке рукотворные горы камней, сооруженных людьми, со словами со-со (удачи по-непальски), так нас научили местные гиды.  

День Победы мы встретили в горах и решили питаться отечественными продуктами, захваченными из дома и хранимыми до этого дня: заварные каши и супы, сырокопченая колбаса, копченный сыр, чай-каркаде, шоколад, рассказали непальцам о нашем празднике, задавали вопросы на английском об участии непальцев в Великой Отечественной войне. И вот, на девятый день путешествия (пятый день трекинга) мы добрались до конечного пункта-королевства Ло-Монтанг. Вышли из Саранга в 6-15, пришли в Ло-Монтанг в 10-30. 

Успели-таки на их ежегодный праздник. Поселились в одном из местных домов. Нам выделили их самую просторную комнату с топчанами, накрытыми  коврами местного изготовления, размещенных в виде буквы П по периметру комнаты. Рядом кухонная утварь на полках, что, видимо, у них считается одним из показателей зажиточности (встречалось во всех местных домах), очень много кастрюль, пароварок, медных, красных чайничков, посредине два невысоких столика. Проявив гостеприимство, хозяин угостил нас тибетским чаем, напоминающим суп, соленоватым на вкус с жиром яка. Еще одно из местных блюд это момо, напоминающее наши пельмени. Их варят на пару, жарят на сковороде, с двух или с одной стороны. Особенно распространено блюдо долбат: рис с чечевичной похлебкой и специями. Нам полюбился  масала, черный чай  со специями (гвоздика, корица, кордамон и др). и молоком. Климат в Верхнем Мустанге суровый: горы, ветер в ущелье. Летом ночная температура доходит до 0, +5, днем +20+25, а зимой, ночью, до -20-25, днем до 0,-5. Ветер, начинает дуть около 11 часов дня и прекращается часов в 22-00. Ветер такой силы, что порой было невозможно идти и дует он в одну сторону. В такие периоды вспоминались песни: «Мы в такие шагали дали, что не очень-то и дойдешь, Мы такие мешки таcкали, что не очень-то донеcешь..» или «Ветер в харю, а я шпарю, Что мне грусть, моя печаль». Как нам рассказывал гид, дождей в Верхнем Мустанге не бывает, Гималаи не пропускают муссоны с Индийского океана, от пустыни данную местность отличает то, что  зимой в горах снег, который весной тает. Поэтому из растительности здесь мало что растет: картофель, зерновая культура, морковка, капуста. Питаются зимой в основном, как рассказывал местный гид, пресными лепешками-чапатти и заготовленным мясом (хотя в это верилось с трудом, судя по тому, что мясо за весь трекинг мы ели раз или два). Странно, но не встречались такие продукты, как сыр и творог. Из молочных продуктов только молоко. Встают жители с восходом солнца часов в 5 утра и ложатся рано, часов в 8 вечера. Причем по утрам будит колокольчик, привязанный у лошадок на шеи (наши лошадки, перевозившие рюкзаки, тоже нас будили ежедневно, а иногда и просто не давали заснуть). Электроэнергия была в Кагбени и Ло-Мантанге по вечерам в снятых на ночлег комнатах, а в остальных населенных пунктах только от размещенных в домах солнечных батарей (для местных жителей это роскошь, есть не у всех). Так что в Ло-Монтанге мы по вечерам за те два дня, что там находились, зарядили фотоаппараты, телефоны и видеокамеру. В остальных населенных пунктах это можно было сделать за дополнительную оплату, передав технику хозяйке или хозяину. Воду в душе на постоялых дворах также греют от солнечных батарей, поставляются из Китая). В каждом доме в красном угле комнаты всегда  в рамках  фото семьи, детей, короля, иногда буддистских монахов высоких чинов. Из наблюдений по ходу маршрута сделан вывод, что народ в этих местах занимается  скотоводством, огородничеством, рукоделием да еще носильщики-портеры с погонщиками караванов-лошадок тоже из местных. Портеры доставляют с равнины в Мустанг то, чего тут не достает, а не достает здесь по всей видимости многого, начиная от бутылированной воды, до того же риса, который в горах не растет. Потому и вода в горах дороже, чем в долине Катманду, вдесятеро и более. В Катманду бутылку покупали по 10 рупий, а в горах по 100-150 рупий. Дома в Ло-Монтанге одно-, двух- и трехэтажные. При этом первый этаж чаще отдан животным под сараи: лошадкам, овцам и якам, а также  используется под местные лавочки. На втором этаже - жилое помещение. Третий этаж обычно используется как место для созерцания, молитв и медитации или отдается гостям-туристам при заселении.

В день прихода в Ло-Монтанг и после заселения мы познакомились с городом, прошли по крышам домов (они плоские, сверху хранится хворост для отопления печей зимой) с помощью местного старичка, посетили сувенирные лавки, торговались с местными продавцами при покупке сувениров. Торговаться в Непале - обязательная практика и искусство, которое приходилось постигать на ходу. Посетили местное кафе. На самом деле кафе представляет собой одну комнату, тут же печь, на которой готовят, стол и расположенные вокруг стола  топчаны, накрытыми коврами. Хозяйка очень гостеприимная, добавка была без дополнительной оплаты. Почему-то больше желающих и очереди в кафе мы не видели. Как будто просто в гости зашли в дом к местным жителям на обед.

В этот период вместе с нами во время праздника Ло-Монтанг посетило 250 иностранцев, было австралийское телевидение, группа израильских пенсионеров, которые также шли пешком данный маршрут вверх-вниз, что вызвало заслуженное  уважение к старичкам и старушкам. Повстречалась литовская группа, одиночка-путешественник из Азербайджана Емил Халилов, ведущий свой сайт о путешествиях по всему миру. Во время знакомства с городом пообщались с  местным ламой, очень авторитетным и уважаемым человеком в королевстве (Ngawang Kunga Bista), по приезду домой его фото нашли в интернете. На улочках города встречали очень много детишек, почему-то всегда сопливых, видимо из-за ветра, и малорослых шерстистых телят. 

Праздник-фестиваль Тиджи организует местный буддистский монастырь, который играет центральную социальную и образовательную роль в городе. Здесь учатся мальчики-монахи. Во время посещения монастыря мы видели классы, в храме проводятся службы, читаются мантры, играется музыка теми, кто служит в монастыре. На расположенных в храме матрацах сидели иностранцы и медитировали под музыку, исполняемую сидящими в позе лотоса монахами при помощи духовых инструментов и  барабанов. При этом монахи успевают попить чай, разносимый другими монахами (у всех свои обязанности). Фотографировать в монастыре нельзя. Высокий главный храм Лхаканг («лха канг» переводится как «дом бога») был построен в 20-е годы 14 века и хранит расписную глиняную статую Майтрейи – будущего Будды, восседающего на пьедестале, занимающем весь нижний этаж. На стенах – массивные мандалы, плоские изображения трехмерного пространства, используемые для медитации.

Мне лично все действия во время праздника на площади города напоминали спектакль, шаманство.На самом деле этот праздник важен для местных жителей - это их жизнь, дань их прошлому, их легендам. Праздник был бы проведен, даже если бы не было ни одного иностранца. При этом монахи разносили и угощали гостей праздника чаем в одноразовых стаканчиках, домашним хворостом и печеньем. Местные жители искренне сопереживали и улыбались героям-маскам, страшным, красочным, злым и не очень. Дети, старики и старушки, как по команде громко и все вместе вскрикивали, когда герои-маски играючи подсаживали кого-то на копья, помогая своими возгласами одолеть зло. На празднике присутствовала королевская семья, привезли сына брата короля Ло-Монтанга из Катманду, который восседал на троне. Король играет важную политическую, религиозную и социальную роль. Он все также ежедневно по утрам, как нам рассказали, обходит территорию городка вдоль каменной ограды, напоминающий форт. 

Праздник-фестиваль Тиджи длится два дня. На площади водружается пятнадцатиметровая танка, изображающая Падмасамхаву (одного из отцов буддизма в Тибете, основателя ветви тибетского буддизма Нингма), который принес эту церемонию в Тибет из Афганистана в VIII веке. Во время праздника местные монахи подарили гостям праздника белые шарфы-каты, символы чистоты, принадлежащие Будде (в настоящее время хранится дома, как память). Считается, что если король Ло-Монтанга во время аудиенций принимал от человека кату, то он доверяет этому человеку, если не принимал кату, то король не верит этому человеку и аудиенция не назначается. 

Проведя два дня в Ло-Монтанге, наша группа выдвинулась обратно. Несмотря на то, что маршрут проходил по той же тропинке, которая в горах одна, для мотоциклов, лошадок, носильщиков, туристов, возвращаться домой было радостно. По дороге опять же преодоление перевалов, посещение пещерного монастыря. Мы спустились в самый низ каньона метров на 300, затем зашли в монастырь, пообщались с дежурным старичком-отшельником, живущим в монастыре уже 4 года. Прошли кору вокруг скалы, расположенной естественным образом в  самом монастыре, купили у старичка и поставили свечи-вазы и затем снова поднялись наверх каньона. По физической нагрузке это был самый трудный день, но эмоционально давший незабываемые ощущения.

Во время обратного путешествия общались с  местными жителями. Так, при переходе в Джими, местная женщина,  переезжавшая в Джими на лошадке, предложила одному из участников группы проехаться на лошадке. Наталья часа два чинно как королева восседала, покачиваясь в седле, при этом жутко замерзнув за это время, а лошадка оказалась сноровистой и хитрой, после  2-х часов ходьбы рядом с хозяйкой сначала начала громко фыркать, а потом просто свалилась набок. Седок успела только ногу перекинуть, избежав ее травмы. После этого лошадь просто встала и пошла далее. Последовали извинения хозяйки на-непальском, которые были поняты по смыслу, но дорога далее осуществлялась только традиционным пешим способом. 

При подходе на обратном пути к границе верхнего Мустанга деревеньке  Кагбени погода удивила, пошел небольшой дождь. Но поскольку ветер сильный, то и дожди именно в районе (далее вглубь дождей не бывает) проходят быстро. С утра вершины были заснежены, дождь замерз. От Кагбени был переход в город Муктинах (за один день с высоты 2800 до 3800м). По дороге в Муктинах открылись виды заснеженной вершины Торунг, которая была очень близка. Очень хотелось взобраться на нее, нахлынули альпинистские воспоминания.

В Мукнинахе посетили местный монастырь-место паломничества индусов, 108 водопадов-ручейков. Ловила себя на мысли, что ведь для индусов эти обряды, омовение в водопадах, посещение буддистского храма, в который нас не пустили, так как мы не являемся ни буддистами, ни индуистами, все серьезно и носит  священный характер. Они верят в силу 5 элементов жизни. Поэтому и развешаны везде по стране, в горах, на перевалах разноцветные флажки с мантрами-молитвами. Считается, что развиваясь на ветру, флажки, символизирующие 5 элементов жизни, могут помочь восстановить в человеке наиболее ослабленный элемент. Поэтому всегда на перевалах такие флажки присутствуют. Считается, что ветер считывает молитвы, отпечатанные на зеленых, белых, желтых, синих, красных флажках.

После ночевки в Муктинахе двинулись в Джомсон. Вниз дорога была преодолена за  4 часа. Ночевка в Джомсоне.  На пятнадцатый день путешествия ранним утром мы совершили перелет Джомсон-Покхара-Катманду.

В Катманду оставался день на посещение местных достопримечательностей, о которых можно рассказать очень много интересного: удивила энергетика самой большой ступы в Непале Бодднахт при ее посещении (Ступу Боднахт мы обошли по часовой стрелке три  раза, настраиваясь на позитивные мысли),  красивая ступа Сваянбунахт, вокруг которой  запросто гуляют обезьяны, старинный город ремесленников Бхактапур. Познакомились с  интересной легендой при осмотре  дворца принцессы Кумари, о методах ее избрании. Но осмотр достопримечательностей Катманду это уже другая история.

Прощальный ужин в Катманду. Осмысление вслух первых впечатлений от трекинга участниками группы. Многое не успели посмотреть в Непале: Пашупатинатх, Чичван, 9 из 14 гор-восьмитысячников находятся в Непале, Эверест, Аннапурна и другие. Есть повод вернуться. Буддистская культура многогранна и интересна для познания. Альпинистские и туристические маршруты разнообразны и захватывающи!

Марина Костерина

посмотреть другие фото из этой поездки = >

 


close

Быстрая заявка

close

Уважаемый участник! Правилами клуба установлено:


Ответы на частые вопросы
Техника безопасности в походах клуба
close

Быстрая заявка

close
Закрыть

Найти ближайшие акции