Вверх

только WhatsApp

Селигер: июньские праздники 2009

Неформальная часть.

Эх, черт возьми, конкретики не получится. Не выходит конкретика… Есть только странное сомнамбулическое состояние, когда идешь к метро «Университет», а у тебя в голове играет песня про русское поле, и хочется петь ее, и ты даже тихо поешь, не понимая, почему нельзя петь в полный голос, как в мшистом и уютном селигерском лесу…     когда ты закрываешь глаза в трясущемся вагоне и мелькают в памяти моменты всего трех, но таких ярких дней… когда смотришь на руки и улыбаешься, как старым друзьям, мозолям, что остались после 7 часов на веслах… когда вспоминаешь, как засыпаешь в палатке под шум несуществующего моря… когда ощущаешь, как здорово, оказывается, плавать в холодной воде в холодную погоду, когда друзья рядом вовсю лопают горячую кашу с мясом… когда придя с работы, в конце концов, кидаешься в интернет и жадно просматриваешь почту в поисках писем от людей,  с которыми познакомился три дня назад и расстался всего несколько часов назад…

Нет, блин, не вытирайте мои розовые сопли, я знаю, что все, может статься, совсем по другому было… не шумели сосны, не сражались весла с волнами, не пелись песни, не трещал костер, а только все это приснилось мне… или не мне лишь одному? Нет и не может быть на это ответа, ведь никто не в состоянии описать свои сны, те, что лишь издали кажутся похожими на явь?

А сейчас и общие впечатления по-графомански начертаем (да не осудят меня профессиональные сценаристы ;)

Спортивные ожидания: (с трудом опуская руки на клавиатуру :) )… В общем мне хватило, особая благодарность Анне за реализацию идеи постепенного увеличения глубины брода по дороге к последнему пристанищу и совсем особая Жене за идею с бревном J Вы разбудили во мне спортсмена J

А про качества спутников скажу только одно – если люди сдружились за 1 вечер, и мне понравились все их возможные качества, а уж инструктор у нас был просто замечательный. Аня как-то рассказала про то, как в одном походе кто-то все жаловался, что ему плохо и холодно. Она сказала, «ну люблю тебя я, может от этого тебе теплее станет». И стало ему теплее. Так и нам ( ну мне по крайней мере) становилось. Ну а о личном – в личку J Народ, спасибо огромное,  с вами всеми было так тепло и уютно!!!

Интересно, как может не хватит развлекательной программы, если в трехдневном походе три дня развлекались.? Первые три места в развлекательной программе: переход вброд через ручей ( вне конкуренции), игра в первый день (половину уже забыл, но лучшее помню) и, ну разумеется исток Волги!

Люди, друзья мои новоиспеченные, давайте брать от жизни все, как мы делали в эти три таких разных июньских дня на берегу.

Ловите кайф от жизни!!!

P.S. А еще я мечтаю снова заглянуть в зеркальную гладь безымянного болота на безымянной стоянке.

Описательная часть.
11 июня вечером пятнадцать человек выехали с Ленинградского вокзала Петербурга в славный город Осташков. Разместились «по матрешкам», обнаружили любопытнейших соседей: группу туристок измененной ориентации, хмурого всезнающего бородатого дядьку, проведшего последние 30 лет своей жизни в поездках между Селигером и Москвой, спонтанно образовавшуюся компанию из тетки и двух дядек, проспавших свой выход на Селижарово в силу неподъемности. В моем отсеке ехали старичок и старушка, которых сначала я принял за пожилых супругов, потом же оказалось, что это 63 –летний сын и его 87-летняя мама. Любой социолог был бы счастлив такой колоритной компании, вот и я тоже – бродил из одного края вагона в другой, стремясь послушать и услышать чего-нибудь интересное. Сосед мой рассказал, что на Селигере водятся рыси, лоси и кабаны, бородатый сердито рассказывал, куда на Селигере нужно ехать. На станции Лихославль была почти часовая остановка, за которую мы успели немножко перезнакомиться друг с другом и оценить масштабы комариных атак…

12 июня
Раннее утро на станции Соблаго: половина седьмого, но множество народа вылезло из вагона и радостно общается с огромной рыжей пушистой добродушной псиной с толстым хвостом. Псине общение, сопровождающееся выдачей колбасы, тоже по нутру. Совсем скоро мы уже в Осташкове: выгружаемся, собираемся и идём к ожидавшему нас автобусу. Главная задача – разместить людей и рюкзаки так, чтобы они друг другу не мешали. Рюкзаки загружаются через заднюю дверь, люди – через переднюю. Сели, поехали! Конечная точка нашей автобусной халявы – село Новые Ельцы, возле которого, согласно путеводителю, находится одна из усадьб Толстых – родственников Льва Николаевича (не видел). А еще там есть каменно-деревянная башня с забитыми небольшими окошками в верхней части, турбаза «Палас Отель Осташков» с четырьмя звездами, и, что самое главное – сельпо, в котором мы закупаемся водичкой и разными маленькими приятностями в наш нелегкий путь.
И вот теперь за весла! (или на весла?) Пять деревянных лодок ждут нас на берегу Селигера, на них надо пройти 15 километров и доплыть до Ниловой Пустыни. Что ж, вперед! Мне компанию составили две Татьяны: одна девушка из Питера, вторая – из Москвы. С греблей поначалу выходило не очень, но после того, как приноровились, подстроили весла и стали синхронно, под одним углом и с одной скоростью двигаться, лодка полетела вперед на очень приличной скорости. Очень, знаете ли, помогает петь, причем как можно громче, и хотя, честно признаться, не всегда слышал, что пела Таня, получалось неплохо, а главное эффективно – плылось и быстрее и веселее.
Так мы плыли, делали остановки, когда останавливался кто-то из впереди плывущих, сразу пристраивались за ним, блаженно снимали перчатки и разваливались на скамьях. На самой продолжительной стоянке ребята из соседней лодке предложили финн криспы с маслом типа «Виолы». В обычной жизни я терпеть не могу ни криспы, ни плавленый сыр, а тут все съелось моментально и с особым наслаждением. Так что берите с собой все остатки в поход – там непременно съедите.
На всех местах, где был приличный спуск к воде, выстраивались ряды палаток, на одном берегу стоял огромный полиэтиленовый шалаш, в котором сделали баню, куда вовсю зазывали девчонок местные. В другом месте наших соседей отправили по большой дуге в обход, поскольку у берега выставили рыболовные прибамбасы, которые отдыхающий народ не хотел терять. Но, пожалуй, первой ключевой точкой нашего пути была протока.

На почти всем протяжении пути можно было держаться левой или правой стороны – по большому счету это только может немного удлинить твой путь и потребовать от тебя несколько больше сил. Протока – дело другое – там лишний гребок правым веслом, и ты уже у самых кустов слева. Разойтись больше двух суденышек не может, а поскольку это не просто развлекуха, а единственный путь из одного озера в другое, там выстраивается очередь из катеров и лодок, и мы проплываем там, убирая весла, порой отталкиваясь руками. В протоке основная часть народа застряла надолго – там устроили массовые купания и вылазки на берег. Кстати, историческая справка – протока названа Протокой Любви, поскольку в стародавние времена была вырыта неким монахом (имени не помню, у меня вообще плохо с именами монахов, выстроивших что-то) из любви к человечеству.

До второй ключевой точки осталось рукой подать. Вот мы уже видим монастырь, тянемся к фотикам, делаем первые снимки, и уже уставшие, но обнадеженные увиденной перспективой, начинаем плыть с удвоенной силой. Но не тут-то было. Поднимаются волны, и вместо нормальной гребли получаются шлепки по воде, загребаем глубже и мощнее, но лодку разворачивает параллельно земле. Причем интересно, что кажется, что ближе монастырь не становится. Совершенно нереально пролетела сквозь волны лодка, где сидели Гриша, Настя и Таня. Каким-то образом они обогнали нас всех минут на десять и уже расположились на перекур у стен монастыря, где устроили помывку местные гастербайтеры. Но так или иначе, мы причалили. Как некогда паломники, после 6 часов на веслах, мы ступили на землю Ниловой пустыни, этого прежде второго по посещаемости после Храма Гроба Господня места для верующих.

Отобедав бутербродами, мы отправились бродить по монастырю. Здесь довелось с колокольни увидеть роскошную водную гладь Селигера, и подсмотреть, как работает звонарь, и даже запечатлеть его на фото…

Но вот фотографии сделаны, вода из огромной, немного дико смотрящейся во дворе монастыря структуры по типу «гравицапы», набрана, рюкзаки собраны, и мы отправляемся в обратный путь. По счастью, озеро уже успокоилось, и скорость неплохая. Вечером стоянка на уютном берегу, костер, рис с рыбой и игра в знакомство, которая очень здорово способствовала сближению компании.

И спать…

13 июня

Итак, следующее утро. Первая ночь на природе прошла неплохо, хотя пробуждение и потребовало миски каши и таблетки анальгина. К 10 часам договорились отплыть, и потихоньку двинулись к лодкам, собирали палатки, тушили костер…

В 10 с небольшим мы выехали, надо сказать, что обратная дорога во второй день оказалась легче, река была спокойнее, сказывалась только вчерашняя усталость, в то время как мозоли на руках практически не болели. До пристани у новых Ельцов мы добрались часа за два, причалили, сдали лодки, а потом разделились: часть народа жаждала купания, вторая часть хотела добраться до магазина. Магазин, надо сказать, находился минутах в двенадцати неспешной ходьбы от лодочной станции, все тот же, на территории турбазы. По дороге я (а, как потом выяснилось, и все остальные) встретил изрядно захмелевшего владельца лодок, радостно оравшего «Михалыч» в нутро одного из сараев. Наш ангел-хранитель пообещал прислать трех ребят на моторках, за сим и разошлись. Когда мы, уже после магазина, встретились снова, он слабо переругивался с другим местным мужичком по поводу трактора, которого наш друг расположил строго перпендикулярно дороге и почти уткнул его носом в дерево.

Ну вот, приехали моторки, первым рейсом забрали часть ребят и наши рюкзаки…все на одном катере. Впервые, по-моему, в жизни я испытал такой страх за сохранность своих вещей. Мой рюкзак лежал на самом верху – чтоб я еще хоть раз так замешкался! – и был готов первым полететь за борт…

Ну таки все прошло хорошо, и на следующем рейсе уже мы подплывали к берегу и видели расположившихся в тени ребят из нашей команды и груду рюкзаков. Начиналась пешая часть…

Пешая часть началась с короткого путешествия к еще одной усадьбе Толстых и липовой аллеи, расположенных неподалеку. Дом разрушился почти полностью, аллея оказалась не совсем в том месте, где мы ее ожидали увидеть. Но мы побродили, увидели симпатичные кусочки леса, распелись, и вернулись обратно в полной готовности к обеду. Стараниями нашего инструктора Ани, а также Гриши, нарубившего кучу дров, мы-таки пообедали, хотя сами увлеченно на берегу играли сначала в называние цифр, а затем запутались руками и пытались совместными усилиями распутаться. Суть последней игры в следующем – ты берешь двух людей за руки, так, чтобы это оказались не твои соседи. Нас было человек восемь, поэтому в результате образовался клубок из рук, из которого надо было, перелезая через руки вылезти и создать кольцо. Ольга говорила, что кому-то это удавалось – наверное, это были великие мастера древности, и их секрет давно утерян. Во всяком случае нам его раскрыть не удалось.

И после обеда мы потопали на озеро Серебряное. Дорога была сначала просто фантастической, потом стали появляться первые участки глинистой каши, потом первые ручьи, которые мы переходили по бревнам, а в первом из них я чуть не утопил питерскую Татьяну. В лесу, после большого ручья, который мы перешли по деревянному мосту, нас ждал заросший огромными папоротниками лес. Эта, самая долгая часть нашего пути закончилась переправой через речку вброд в воде по пояс, после чего уже совсем чуть-чуть оставалось до места ночлега. Пока мы сохли, развлекались следующим образом: смотрели на то, как этот брод минуют автомобили, видимо, тех, кто жил в палатках. Огромные тачки уходили вниз по верхнюю часть колес, а рядом шли те, кто не был уверен в машине.

Донесшаяся до нас грустная весть об отсутствии места для лагеря на ближайшие 5 километров не поколебало нашей веры в успех, и Гриша вскорости нашел местечко как раз для нашей компании. Туда и пошли…

Место оказалось просто замечательным: тихая бухта, соседи вроде бы и рядом, но их не видно и не слышно. Мы нарубили немало дровишек, вырыли здоровенный столб у соседей, но нам хотелось еще и побольше…! И тогда на поляне мы отыскали огромную (ну ладно, просто большую) упавшую сосну. Ох, Саша, помнишь ли ты это дерево! После того, как оно, наконец, покинуло наши плечи и заняло свое место возле костра, не устроить заплыв было просто невозможно.

В общем, в тот день мы накупались, наелись гречневой каши с мясом, и долго-долго сидели у костра, пили красно-черный чай, грелись, и успели сыграть в пару прикостровых игр…

Утро 14 июня выдалось ветреным. Вместо вчерашних футболок – свитер и куртка, вместо шлепанец – тяжелые треккинговые ботинки. Когда же палатки и спальники были собраны, мы сами одеты и обуты, костер потушен, а монетки брошены в Селигер, наша Аня напомнила, что впереди еще брод. Но второй раз все преодоление прошло без заминки, народ же, шедший за нами, пытался найти какие-нибудь места помельче… но без особого успеха.

Почему-то дальше дорога практически все время вела наверх, мимо деревни, через еще одну. В низине стояла деревянная церковь,  по виду – века как минимум начала девятнадцатого. Из таких, которые обычно стоят в музеях деревянного зодчества. Здешняя церковь, правда, оказалась существенно моложе: как свидетельствовала доска неподалеку, ее воздвигли на месте прежней разрушенной 4-5 лет назад. Ну а почему бы и не запечатлеть красивую деревянную современную постройку.

За очередным поворотом ждал наш автобус. Тот же дядька – водитель, рюкзаки в багажник, люди в салон, и вперед, к истоку Волги.

Путь к истоку оказался довольно недолгим, всего через час с четвертью мы уже стояли возле камня «Путник! Обрати взор свой на Волги исток…», пофоткались на нем, за ним, в прыжке с него, добрели до ручейка, которым здесь пока была Волга. Казалось бы, зрелище вполне обычное, ничего волшебного в ручейке с мостиками нет. Но сюда хорошо приходить, если видел Волгу в районе хотя бы Ярославля, а лучше Астрахани. Я представил себе, как долго –долго тянется этот ручеек, который сначала переходит в озерца, большие озера, вытекает из них уже речушкой, а потом все шире и шире, и только в некоторых местах его видят люди, а по большей части он спрятан в леса, низины, и будет струиться там, пока мы работаем, спим, едим, занимаемся какими-то своими делами, там, далеко-далеко, бесконечно набирает силы Волга… Мне захотелось пробраться по лесу вдоль этого ручейка до того самого места, где начинается судоходство, а потом плыть по ней до самого Каспия. По-моему, это отличное занятие – идти за рекой…

Там был храм из красного кирпича, с которого мы запечатлели окрестности, маленькая деревянная церквушка, каменный святой Николай смотрел на исток Волги (его никак не получалось сфотографировать с нужного ракурса), а нас после перекуса с традиционным уже делением колбасы на 30 кусочков и нетрадиционным, но приятным квасом, уже ждал автобус.

От истока Волги мы направились обратно в Осташков. Там закупились копчеными речными рыбинами, которые и слопали всей компанией, не успев добраться до поезда. Угорь, надо сказать, объеденье!

Поезд Осташков- Москва в 5:16 утра привез нас на Ленинградский вокзал и, слегка ошалелых после трех дней другой жизни, слегка изменившихся, выпустил в сердце просыпающегося мегаполиса.

Куда-то теперь волны принесут монетку, брошенную в Селигер?

Василий Вороненко.

Несколько фото с похода здесь

Быстрая заявка

Уважаемый участник! Правилами клуба установлено:

Ответы на частые вопросы
Техника безопасности в походах клуба