Вверх

звонок по России бесплатный

+7 (985) 786-08-78
только WhatsApp

Походный дневник Махи (Соловки, август 2003)

(документ может быть подпорчен – дожди не исключаются…)
«АД» расценивать как «афоризм дня»

Посмотреть все фотографии из этого похода

Вечер нулевого дня.

Наш первый совместный с Тохой поход в обитель счастья (при условии солнечной погоды) на Соловецкие острова. Сейчас без пяти минут девять вечера. Наш поезд в Кемь через 4 часа. Комната Тохи: к обычному беспорядку добавились 5 палаток (к счастью, в собранном виде), разнообразные рюкзаки, бытовая туристическая мелочь и остывающий чай.

День первый

В поезде мы, наконец, собрались все вместе: 18 человек. Едим целый день приготовленные дома вкусности. Группа медленно, но сплачивается. Девушки осторожно осматривают друг друга, как всегда бывает в девичьей компании. А у нас она почти девичья, молодых людей (за исключением Тохи) пока не видно и не слышно. Так что ехать нам исключительно на женском энтузиазме. Хотя думаю, что настоящая женская тусовка еще впереди, чему немало поспособствуют Соловки и дикая палаточная жизнь.

День второй

Уже 8 утра. Мы в гостинице у причала и позади встреча рассвета и восхода солнца. Сейчас мы почти отплыли… уже отплыли! Впереди холодное Белое море и острова на горизонте. Это Соловки? Нет, слишком быстро. Познакомилась с финнами, даже в августе они посещают Соловки весьма охотно. Теплоход «Василий Косяков» очень старый. Группа мерзнет на верхней палубе, но мужественно переносит ледяной ветер ради суровой красоты. А ведь мы еще на Соловки не прибыли! Нижняя палуба не привлекает к себе внимания ничем, кроме занятных картин с изображением судов и дубовыми лавочками, на которые так и хочется прилечь. Меня-я-я укачива-а-а-ет.

Соловки встретили нас пасмурной, но довольно теплой погодой. Пока Тоха договаривался с лесником и подыскивал квартиру, мы уже успели проголодаться, и перекус сам возник рядом с Монастырским причалом. Кипяток я соорудила в местном ларьке, колбасу с поезда пришлось отдать обалдевшим от счастья дворнягам.

АД: «Народ, кто еще без паштета?»

Разместившись на ближайшие три дня в квартире, мы выбрались погулять. Как ни странно, но благодаря тургруппе, состоящей из моих сверстников, я открываю для себя совсем другие Соловки. Белое море совсем не внушает страха, а тишина и покой поселка не создают впечатления его заброшенности, хотя на данный момент это почти так.

Мы нашли баню, где за стольник с носа будем сегодня ночью мыться. Завтра начнутся исторические экскурсии, а сегодня мы гуляем: Филипповские садки, Ботанический сад и маленькие озера. Наша прогулка постоянно прерывается вылазками в ближайшие кусты за черникой и грибами.

День третий

Сегодня мы ездили на Большой Заяцкий остров, в народе именуемый «Зайчики». С утра шел дождь и дул очень сильный ветер: словно привидения в разноцветных дождевиках мы сонно потопали на причал. Как же не хотелось идти куда-то под дождем, утром, но сие позорное чувство мгновенно пропало, как только я прислушалась к рассказу экскурсовода. Такое знание материала, умение отвечать на вопросы, обаяние и скромность нечасто встречаются в одном гиде сразу. Большое спасибо за интересный рассказ.

Мы видели зайца!

Перекус устроили прямо в каюте по пути к поселку: размазали паштет по столу. Уже начались торговые операции с конфетами, народ готовится к пищевым лишениям.

Вечер. Очень жаль, что не имею привычки записывать свои мысли по мере их появления, так как половина сегодняшних уже утеряна к вечеру. На меня нашло очень странное ощущение, когда я одна проходила около стен монастыря. Подул прохладный ветер, и я ощутила полное спокойствие. И еще подумала, что вера, наверное, все же не полная ерунда.

Красиво… Я видела играющих лаек, коз и баранов, нагло выпрашивающих хлеб, упитанных рыжих кошек, Соловецкое кладбище, горы мусора на окраине поселка, местную девушку в красном плаще, собирающую чернику, бежевого в пятнах быка, обедающего отходами из помойки, синюю, нет, вру, зелено-серую гладь моря с Тамаринского причала, стоящую там «Алушту», разведенное до состояния супа пюре. День сегодня был хороший, и дожди прекратились. Я засыпаю.

Мы вымылись. В арт-ангаре сегодня поет бард-певица и народ там. Дежурные решили пошутить: в сегодняшнем рисе с грибами на ужин 2 монетки, и те товарищи, кому они попадутся на зубах, пойдут ночью купаться голышом. Монетки заскрипели у Тохи и Таньки-художницы, которая на маршрут с нами не идет. Но искупаться ей все равно придется.

Вован, самый младший наш троварищ, улегся спать на пол без спальника. Я ему сказала, что это не по-туристски. Он, оказывается, хочет на диван. Меняемся.

АД: «Духи-то, как могли отсюда не выйти, дураки такие!» (после посещения лабиринта, высотой в 40 см.)

АД: «Там твои 5 см не мерзнут?»

АД: Лена Р.: «Я поняла, как не хватает солнца в этой жизни»

Пятый день

Выбрасываемся. Впереди целый маршрут, и чайки кричат нам «счастливого пути». Сегодня 15 км и первое испытание для нас. Фото на память и в путь.

Около двух часов дня. Перекусываем у Секирной горы, обсуждаем период СЛОНа на Соловках. Интересно все рассказывают, оживленно и с чувством. На Секирке нет ни души, лишь маленькая церковь, лестница у подножью и пара хоздомиков. Заходим в храм, и вдруг двери открываются и … свечи горят, одинокий монах присматривает за ними в компании с симпатичным толстым котенком. Перед иконами я абсолютно реально ощутила полую отрешенность от мира. Вот есть только Соловки, и только они есть наш мир. Что-то я замерзла строчить по бумаге. Надо подвигаться.

Десять часов вечера. Сегодня я рассказала нашим о юнгах, хочется надеяться, что этим я их не утомила. Какие-то задумчивые сидят они у костра.

АД: «Как твой палец, Лен?» – «Спать хочет!»

АД: Антон: «Писать в баночку можете, но приносить мне ее не надо!»

Шестой день

Утром, собираясь чистить зубы, я наступила на камень, в надежде подобраться поближе к воде, а он неожиданно ушел под воду, и я вместе с ним. Погружение было довольно мягким и даже теплым. Вылезла, спокойно дочистила зубы и в прилипшей к телу одежде пошлепала в лагерь. В поиске чего-нибудь или хотя бы обуви, я уронила кошелек в овраг, порвала дождевик, поругалась с Тохой. Рюкзак с мокрыми вещами оказался очень тяжелым. Хорошенькое начало дня!

… и настроение мое улучшилось. Слишком красива здесь природа! Вот сейчас мы уже на маршруте и второй привал, за моей головой стоит чудесная береза: стройная, высокая, с негустой, светло-зеленой листвой. Я смотрю вверх, и она, такая молодая и свежая, стрелкой тянется в небо. Около моей лежащей на рюкзаке голове растут черника и грибы. На небе солнышко, довольно тепло. Кайф.

Вечереет. Наша сегодняшняя стоянка чудо как хороша. Бухточка белого моря, закрытая со всех сторон лесом, а на берегу небольшая живописная стоянка. Морская вода примерно 13 ? С. такая природа не могла оставить нас равнодушными. Все разбрелись: кто-то рисовал (художников у нас оказалось немало), кто-то спал (это я, прямо на траве около берега), кто-то позировал для фото-ню. Мы собирали чернику, сушили вещи, любовались красками северных, но непривычно теплых Соловков, стирали, мылись, готовили еду. Приятные хлопоты, запах костра… Местные рыбаки наловили для нас рыбы, и сегодня на ужин будет уха. А еще они дали нам целый, как это назвать, хвост ламинарии, которую мы впервые попробовали в сыром виде. Очень необычный вкус.

Какой оранжевый закат! Красиво, море в бухте спокойно. Мы как будто не на Севере, хотя на самой деле на самой северной точке Соловков, и деревянные шпалы на смутно различаемых вдалеке островах показывают границу Полярного круга. А мы греемся на солнышке около него. Странно все это.

Уха получилась отменная. Сытый народ разбрелся по палаткам, у костра остались самые стойкие, которые и предыдущую ночь провели без сна, но с песнями. Тоха запел о всяких вампирах, утопленниках и вурдалаках, а тут еще и зайцы начали около костра бегать, вода у берега светиться, и Марс так ясно был виден на черном небе. Мне стало не по себе, и ночь показалась не просто темной, а таинственной и мрачной. Я ушла спать, а ночью ужасно замерзла. Нет, в следущую ночь, я буду в палатке у Петро.

АД: «А хрени не осталось ни хрена»

День седьмой

Я сижу на берегу, на камешке, а ноги по щиколотку в прохладной воде. Утро сегодня замечательное, ни ветерка, ни облачка. Солнце припекает совсем по-летнему. Сегодня 10 км и опять к морю на стоянку к мысу Ребалда. На завтрак была пшенка, с черникой и маслом. Закончился хлеб, и мы переходим на сухари и хлебцы.

В черной футболке уже жарко. На несколько минут я закрыла глаза, затем открыла, и солнце меня ослепило и все заиграло яркими красками. Нам уже пора выходить, но вся группа как-то странно сидит, не спит, а просто смотрит на море, небо, камни, лодки. Тишина такая, что слышно жужжание мух и плеск воды.

Около половины седьмого вечера. Мы на Ребалде. Сидим около магазина и ждем продавщицу. Народ устал. Переход особенно тяжело дался после утреннего расслабления. Все хотят шоколада, печенья, хоть чего-нибудь сладкого. Но пришлось уйти ни с чем. А я сегодня дежурная, на всех ору, так как хочется, чтобы ужин был нормальным. Но не получилось. Пока я купалась, Анютка превратила пюре в очередной суп. Да и у меня лапша получилась не очень.

Купаться было тяжко. Камни, мелкие, скользкие и острые, не давали зайти на глубину. Пришлось плескаться в лягушатнике. На Ребалде мы обнаружили туристов из Питера и не в меру любопытных рыбаков, которые подглядывали в бинокль за нашими купающимися девахами.

АД: «да я уже выпила тут полкана, надоело мне»

День восьмой

С 5 утра мы с Аней прыгаем вокруг костра. Дождь, дождь, но каша получилась вкусная. Правда уже сейчас не могу стоять на ногах, а впереди еще 30 км… На блокнот падают капли дождя. Они, наверное, хоть немного разбавят консистенцию пота, которым он уже пропитался насквозь.

Около полудня. Мы дошли до поселка! Звон колоколов Соловецкого монастыря пролился блаженным звуком в наши души. Мы не смогли сдержать радостного крика и бросились обниматься. Пока мы идем хорошим темпом, до Муксалмы еще 12 км, хотя ноги избиты, коленки болят, плечи и спина ноют. Спасибо Тохе за песни.

Отдельной строкой: настоящий кайф

Ты прешь куда-то после обеда, с «хорошим» рюкзаком, в горку, в горку… Бок болит, рюкзак кажется очень тяжелым, слишком тяжелым для твоих усталых плеч. Ноги не гнутся, ступни ноют, мозоли при каждом шаге впиваются в них. И тут, вдруг, небольшая заминка на пути, и ты опускаешься на ближайшее сухое место: бревно, седушка или просто земля, - какая разница! – и… блаженно ощущаешь, как плечи отпускает ноющая боль, ноги не напряженны, а ощущают приятное тепло. С блаженством вытягиваюсь в мостик. Позади 15 км, впереди – еще 10. Жизнь – тяжелая штука. Но мне кайфово.

Соловецкая дамба: здесь, конечно же, красиво. По обеим сторонам земляного насыпного моста маленькие водоемы в окружении камней и травы. Море снова пугает меня своей суровостью, дикостью, мощным гулом ветров и серым цветом воды.

АД: «Ребята, в петлю … э-э-э …то есть в лямку!

АД: Лена: «А мыло и веревка – общественные?»

АД: «Мы едим чеснок, закусывая березовыми листьями и черникой».

АД: Аня подарила Юле цветочек. Юля: «Ты не против, если я его съем».

АД: «Юля-я, ты далеко?» – «Не-ет, но дойти до тебя я не могу-у!»

День девятый

Ночью было северное сияние. Кто-то из наших ребят, решив не спать всю ночь, наблюдали его с причала. Летнее северное сияние – явление очень редкое, и мне жаль, что я так позорно проспала его. Мы стоим в совершенно замечательном месте, как раз напротив видно Б. Соловецкий остров. День без рюкзаков – блаженный отдых для стертых ног. Ребята собираются в поселок, совершать продуктовый шопинг. До него идти 6 км – слишком долгий путь для меня сейчас. Жду с нетерпением заказанных яблок. Я собираюсь купаться, но, наверное, буду готовиться к этому испытанию полдня. Надо сходить за морошкой.

Вечер. Вернулись ребята. Я слопала яблоко. Морошки я так и не нашла, зато объелась голубики и принесла десяток грибов к ужину. Нам завтра снова на маршрут, а мне кажется, что мы так и будем тут жить, наблюдать такое море, готовить такой ужин. Небо отражается в воде, и мокрые камни, которые открываются после отлива, блестят как бока тюленей. Оранжевая полоска вдоль горизонта. Я сижу у костра в одиночестве. Тоха только что налил себе вместо чая грибной бульон. Наверное, это очень противно на вкус, раз он так морщится.

Это, кажется, десятый день

До глубокой ночи мы ждали прихода вчерашнего сияния небесного, но оно так и не посетило нас. Дураки, стало бы оно каждый день приходить, не было бы таким уникальным явлением Утро сегодня пасмурное, но теплое. Завтракать народ решил в постелях, нежели у еле дышащего костра. Нам сегодня предстоит довольно тяжелый переход, по камням, без дороги, примерно 10-12 км.

Чайки небольшой группой тусуются на берегу, ждут, когда мы уйдем, и они смогут чем-нибудь поживиться. Зря ждут! Мы самые аккуратные туристы.

А сейчас уже вечер. Был пройден очень интересный путь, богатый на урожаи: несколько гигантских подберезовиков, голубика размером с вишню, и даже дикий горох наши желудки не обошли вниманием. Идти вдоль берега довольно легко, если не считать вонючей трясины из ламинарии да гнилых деревьев под слоем травы. Зато очень красиво отражаются облака в стоячей воде озер. Острова попадались просто крошечные, сплошь покрытые лесом. Однако на мысе Березовский нас ждал сюрприз: стоянки, отмеченной лесником, не оказалось. Прочесав территорию, мы все-таки нашли костровище. Здесь, уже на юге Соловецкого архипелага довольно ровный берег и никаких островов вдали, только солнце придает морю металлический блеск и немного молочной белизны, от этого оно кажется еще холоднее.

Утро воскресенья, холодное и пасмурное

Мы проспали. Антон с Аней и Вовкой, они ушли в избушку на ночь, заснули наверное, под утро. А Тоха был дежурный. В итоге мы выходим позже чем планировали и в баню не попадем.

Уже перекус.

АД: Стишок от Петрухи:

«был девятый день пути

шиза косила наши ряды»

Это была краткая рецензия на импровизационную сценку Ежа и К по мотиву романа Достоевского. Мы на самой южной точке острова, ближе всего к материку. Объелись голубики и нашли, наконец-то, морошку, а грибы уже и собирать устали. Чуть не утонули в болоте. Красиво здесь очень. Ногами ощущаю, какая земля теплая, мягкая.

Утро самого грустного дня

Вчера четверо самых смелых и чистоплотных девчонок ходили в баню в поселок. Никогда еще не приходилось ходить за 5 км, чтобы элементарно помыться, но прогрелись мы классно. Всю дорогу обратно пели песни. А сейчас уже 9 утра и мы собираемся не спеша. Песня про коняшку стала хитом в этом году. Я слышу разговоры про не хочу уезжать. Я тоже не хочу. Нам осталось всего 8 часов Соловков. Последняя стоянка была самой неживописной из всех невероятно живописных стоянок, но самой, наверное, дружной. Нам очень повезло с погодой, да и сейчас солнце греет мне спину. Жалею, что не встретила ни одного Соловецкого рассвета, кроме красного зарева на «Привале». Жалею, что не съездили на Анзер. Поход был отличный, а для первого раза – особенно.

Мы уже на переговорном камне. Я немного заплутала. И камень, кажется, вдохновил моих спутников. Еще 5 лет такого прыганья, и на нем несчастной плите не останется ни одной надписи о переговорах с заморскими купцами.

Осталось 4 часа.

Я мысленно прощаюсь с Соловками. И вот только решила написать пару заключительных слов, как мимо меня прошла стайка местных подростков, которые громко смеялись и ругались матом. И желания написать что-то хорошее как-то поубавилось.

Вот и катер отходит от берега. Остались секунды. 5, 4, 3, 2, 1….

До новых встреч, загадочные острова!

Быстрая заявка

Уважаемый участник! Правилами клуба установлено:

Ответы на частые вопросы
Техника безопасности в походах клуба